Рой Орбисон
Биография
Американский певец Рой Кейтон Орбисон родился 23 апреля 1936 года в городе Вернон, штат Техас. Музыкой маленький Рой начал интересоваться довольно рано; на свое шестилетие он попросил родителей подарить ему губную гармошку, на которой очень хотел научиться играть, однако отец поступил вопреки его просьбе и подарил сыну гитару. Орбисон-старший сам взялся научить сына игре на этом инструменте, что вышло у него довольно неплохо. Не раз премудрости игры Рою объясняли его дядя Чарли и дядя Кеннет, родные братья его отца и матери.
В 1942 году семья Роя перебралась в местечко Форт Ворт, знаменитое авиационными заводами, поставлявшими вооружение американской армии. Родители Роя стали работать на одном из них. В 1944 году Рой и его старший брат были эвакуированы обратно в Вернон в связи с тем, что в Форте Ворт вспыхнула эпидемия полиомиелита. В Верноне их воспитанием занялась бабушка. Здесь, в доме бабушки, Рой написал свою первую песню. Здесь же, в Верноне, Рой победил в конкурсе молодых музыкальных талантов и удостоился возможности выступать на местном радио, исполняя одни и те же песни в прямом эфире каждую субботу. Когда война окончилась, родители Роя вернулись в родной город, а вскоре перебрались в другой техасский городок под названием Уинк. Здесь в 1949 году тринадцатилетний Рой собрал свою первую группу, названную The Wink Westerners.
Школьная группа, собранная Роем, ни на что не претендовала и играла в свое удовольствие, однако ей удалось стать местной достопримечательностью. Музыканты были востребованы на вечеринках и танцплощадках, а к 1953 году даже обзавелись своим собственным шоу на небольшой местной радиостанции, где раз в неделю пели песни как своего, так и чужого сочинения. В 1954 году Рой окончил школу и задумался о том, что нужно получить образование в колледже. Одновременно с этим он не намеревался расставаться со своей группой, а потому предложил музыкантам перебраться в Северный Техас, где собирался посещать осенние семинары в колледже города Дентон. Здесь он завел знакомство с двумя молодыми людьми, которые, как и он, страстно интересовались музыкой. Звали их Уэйд Ли Мур и Дик Пеннер. Эти имена вошли в историю музыки – в 1955 году молодые люди сочинили песню Ooby Dooby и подарили ее Орбисону. Она вошла в репертуар Роя, а позже, когда он выпустил ее на пластинке, стала крайне популярной. Это был типичный рок-н-ролл, один из самых ранних рок-н-роллов, сочиненный в то самое время, когда были сочинены Rock Around The Clock и That’s All Right Mama.
Осенью 1955 года Рой Орбисон поступил в Odessa Junior College. Поначалу он хотел заниматься геологией, но потом передумал и отправился на факультет истории и английского языка. Следом за Роем в Одессу, штат Техас, переехала и его группа. Правда, не все ее участники согласились на переезд, так что Рою пришлось искать новых. Но это не было большой проблемой. В это время группа была переименована в The Teen Kings. В Одессе группе удалось стать популярной и скоро у нее (в очередной раз) появилось свое шоу. Но теперь не на радио, а на телевидении. Нередко Рой приглашал гостей в свое шоу: так, ему удалось зазвать Элвиса Пресли и Джонни Кэша. Рой не преминул спросить у Кэша совета: «Как бы нам записаться на студии и выпустить пластинку?» - спросил он. Кэш продиктовал ему номер телефона Сэма Филиппса, продюсера Элвиса, и посоветовал не медлить. Рой позвонил Филлипсу, представился, сообщил, что имеет рекомендацию от самого Джонни Кэша, и услышал в ответ: «Делами моей компании Джонни Кэш не занимается!». Сэм Филлипс был разозлен подобной фамильярностью со стороны Кэша.
Вскоре Рой обратился к антрепренерам Велдону Роджерсу и Честеру Оливеру, готовившимся открыть новую звукозаписывающую компанию Je-Wel. Роджерс и Оливер заинтересовались Роем и его группой. 4 марта 1956 года в Нью-Мехико Рой Орбисон и The Teen Kings сделали свои первые записи – песни Trying To Get To You и Ooby Dooby. Двумя неделями позже сингл с ними появился в продаже. Рой поспешил в Одессу, чтобы показать запись своему знакомому – Сесилю Холлифилду. Сесиль был известным в Техасе бизнесменом, сумевшим разбогатеть на продаже пластинок. У него были хорошие связи, и он позвонил в Мемфис, владельцу студии Sun Records, на которой писался Элвис Пресли и многие другие знаменитые музыканты того времени. Тот с интересом выслушал по телефону песни Орбисона и сказал, чтобы Рой немедленно приезжал к нему. Таким образом, судьба все-таки свела Роя с Сэмом Филлипсом.
Рой и The Teen Kings прибыли в Мемфис 26 марта. На следующий день они по-новому записали на студии Sun Records песни Ooby Dooby и Trying To Get To You, а также новую песню – Go Go Go (Down The Line). Вслед за этим с ними заключили контракт. Решено было отправить группу в экспериментальное турне: музыканты выступали в передвижных кинотеатрах под открытым небом бок о бок с Карлом Перкинсом, Джонни Кэшем, Уорреном Смитом, Джерри Ли Льюисом и другими. Сингл с песней Ooby Dooby занял 59-е место в американском хит-параде. Последовавшие синглы, выпущенные Sun Records, в хит-парад не попали, что привело к распаду группы The Teen Kings. Рой остался один и стал записываться при помощи студийных музыкантов. Так прошел 1957 год – без успехов и внимания со стороны слушателей. Следующие полтора года Рой практически не записывал свой материал, отдавая его посторонним исполнителем. Так, дуэт Everly Brothers имел успех, записав его песню Claudette; его песни исполняли Бадди Холли, Джерри Ли Льюис и Рики Нельсон.
В 1959 году судьба свела Орбисона с музыкантом Джо Мельсоном. Встреча эта оказалась судьбоносной. В дуэте Рой и Джо написали не один десяток замечательных песен, первой из которых стала Uptown, выпущенная на первой стороне сингла, появившегося в том же году. Она не заняла высоких мест в хит-парадах, однако количество проданных копий сингла превысило количество проданных копий пластинок Орбисона, выпущенных ранее. Вскоре слушатель познакомился с песней Only The Lonely, ставшей первым настоящим хитом Роя. Она заняла вторую строчку в американском, и первую строчку в английском хит-параде. Эта песня была, пожалуй, первой записью Орбисона, продемонстрировавшей слушателю вокальный потенциал певца. Его голос был особенным и неподражаемым; его манера исполнения сильно отличалась от манеры исполнения его современников, игравших рок-н-ролл. Было в нем что-то классическое, в этом голосе; нечто большее, нежели требует та музыка, которую играл Рой. Но и голос, и музыка родили удивительное сочетание, подарившее слушателю волшебство, которое называется просто и скромно – Рой Орбисон. В 1959 году его звезда взошла на небосклон популярной музыки.
Only The Lonely была особенной песней: от ее энергетики было не так уж и просто отойти. Написанные вслед за ней Blue Angel и I’m Hurting очень походили на нее, что было не так уж и хорошо. Орбисону и Мельсону нужно было найти новый ход. И Рою это удалось. Он сочинил Running Scared совершенно случайно, в одночасье, как сочиняется и придумывается все великое. Песня завораживала и пленяла. Running Scared – один из лучших образцов любовных баллад шестидесятых, да и вообще популярной музыки в целом.
Успеху Орбисона послужил не только его голос и певческая манера, но и целый ряд других факторов. Например, его песни были оригинальны и уникальны по своей структуре, строению, звуку и стилистике. Он был словно белая ворона, если сопоставлять его творчество с творчеством его современников на рубеже пятидесятых и шестидесятых. Примером тому может послужить целая череда прекрасных песен, созданных Орбисоном в период с 1960 по 1963 годы: Crying, Candy Man, Dream Baby, Working For The Man, Leah и, конечно же, Love Hurts, одна из самых красивых и сентиментальных баллад в популярной музыке.
В мае 1963 года, после успеха очередного сингла с заглавной песней In Dreams, Орбисон отправился в турне по Великобритании, где его сопровождали музыканты группы The Beatles, о которой в Америке еще и слыхом не слыхивали. В первый же вечер «битлы» решили схитрить и предложили Рою выступить в начале шоу. Конечно же, они подразумевали, что в таком случае Рой Орбисон окажется у них «на разогреве», а не наоборот. Орбисон, человек непривередливый, согласился с предложением. Думаю, The Beatles потом сильно пожалели: молодым и дерзким британцам пришлось ожидать своего выхода на сцену очень долго – публика четырнадцать раз вызывала Роя Орбисона на бис…
1 августа 1964 года Рой Орбисон записал, пожалуй, самую известную свою песню, которую мог не слышать только человек, который никогда не соприкасался с популярной музыкой. Рой написал Pretty Woman совместно с Биллом Дисом, еще одним своим партнером-композитором. Песня эта заняла не только первые места в США и Англии, но и вообще во всех странах, в которых существовал хит-парад. За пять месяцев 1964 года было продано свыше семи миллионов копий сингла. Так Рой Орбисон стал мировой знаменитостью. Знаменитость эта, впрочем, мало подходила человеку, которому принадлежала: в жизни Рой был крайне скромным. Он испытывал чувство неловкости перед публикой, ведь он был достаточно некрасив, а глаза всегда прятал за темными стеклами очков. Но он был безумно талантлив и обаятелен. На волне успеха он совершил два турне по Австралии (в 1964 году совместно с Beach Boys, а в 1965 совместно с Rolling Stones), а также посетил континентальную Европу.
Несмотря на громкий успех и рукоплескания по всему миру, в 1965 году дела у Роя начали разлаживаться. Несколько крупных звукозаписывающих компаний предложили ему крупные гонорары (до этой поры Рой записывался на небольшом лейбле Monument). Предложения были хорошими, сулившими большие гонорары и еще больший успех. И он принял роковое решение: подписал контракт с компанией MGM. MGM была хорошо известна и до 1965 года дела у нее шли великолепно, но теперь, в тот момент, когда к ней присоединился Орбисон, что-то стало стремительно изменяться: и отношение руководства компании к общему менеджменту, и к самим исполнителям. Теперь во главу угла боссы компании ставили не качество, а количество. Так, в контракте Роя Орбисона было четко указано, сколько синглов и альбомов он должен записывать в год. Разумеется, любому творческому человеку трудно работать по заранее начертанному сценарию, ведь вдохновение нельзя призвать, его можно лишь уловить. Орбисон был обязан писать новый материал, и совсем неважно какого качества. И если первый его сингл на MGM, заглавной песней которого была Ride Away, добился неплохих успехов, то последующие выходили все хуже и хуже. Рой был обречен на то, что вскоре к нему перестанут относиться всерьез. Но делать было нечего – миллионный контракт с MGM уже был подписан.
В 1966 году в жизни Роя произошла трагедия: его жена Клодетт, с которой они поженились в 1957 году и которой годом позже он посвятил песню Claudette (ее, как вы помните, исполнили Everly Brothers), разбилась на мотоцикле. Рой очень тяжело переживал эту потерю. Двумя годами позже, в 1968 году, при пожаре в его доме в Хендерсонвилле погибли двое из трех его детей. После смерти жены Рой осознал, что не может писать песен, а потому всецело посвятил себя концертам и съемками своего собственного фильма The Fastest Guitar Alive, в котором исполнил одну из главных ролей.
В августе 1968 года, находясь в английском Лидсе, Рой познакомился с немкой Барбарой Анной Марией Вилхоннен-Якобс. Они полюбили друг друга, и вскоре она переехала к нему в США, где они поженились 25 мая 1969 года. Они построили себе новый дом в Хендерсонвилле, всего в одном квартале от того места, где годом ранее в пожаре погибли его дети.
В 1973 году истек контракт Роя с компанией MGM, с которой у него так и не сложились отношения. Он заключил годичный контракт с Mercury Records, и в 1974 году две его песни добились неплохих результатов: Penny Arcade заняла первое место в Австралии, а Too Soon To Know – третье в Англии. В 1976 году он вернулся на лейбл Monument и решил возвратиться к активной концертной деятельности, отправившись в большое турне по Дальнему Востоку, Австралии, Азии и Европе.
После смерти первой жены Рой стал очень много курить, и это не могло не сказаться на его здоровье. В январе 1978 года он перенес сложную операцию на открытом сердце, но, невзирая на нее, словно пытаясь доказать, что у него есть силы и ему все по плечу, спустя три недели он возобновил прерванный болезнью тур. Во многом за возвращение популярности Рой был благодарен молодым певцам, которые в конце семидесятых перепевали его песни (например, Линда Ронстадт, Van Halen, Дон МакКлин). Им сильно заинтересовались в Европе, тогда как прежде он оставался как бы в тени и европейский слушатель уделял ему совсем немного внимания.
В 1980 году совместно с певицей Эмилу Харрис он получил премию «Грэмми» за исполнение песни That Lovin’ Feeling Again. Очередные записи постепенно вывели Роя из состояния из забвения, которому он был предан в Америке. К 1985 году Рой снова стал одним из самых модных и популярных исполнителей. В это же время Рой организовал один из самых знаменитых своих концертов – Black & White Night Live, выдержанный в эстетике конца пятидесятых – начала шестидесятых и снятый на черно-белую пленку. Участвовать в концерте он пригласил своих друзей: Брюса Спрингстина, Элвиса Костелло, Ки Ди Лэнга, Тома Уэйтса, Бонни Рейтт, а также участников бывшей сопровождающей группы Элвиса Пресли. 21 января 1987 года Рой Орбисон был «прописан» в Зале Славы Рок-н-Ролла.
В 1988 году совместно с Ки Ди Лэнгом (K.D. Lang) Рой перепел свою старую песню Crying’. Это исполнение принесло Рою очередную премию «Грэмми». В этом же году он вошел в состав студийной группы, созданной по идее бывшего лидера Electric Light Orchestra Джеффа Линна и названной Traveling Wilburys. Помимо них двоих в нее вошли Джордж Харрисон, Боб Дилан и Том Петти. Материал, записанный этой группой, интересен и вряд ли не заинтересует любителей музыки шестидесятых. Голос Орбисона в 1988 году звучит по-прежнему ярко – так, как он звучал во времена его молодости. Пример тому – песня Handle With Care, сочиненная Хариссоном.
В 1988 году Рой подготовил новый сольный альбом – Mystery Girl, выход которого был запланирован на январь будущего года. Главным номером этой пластинки была песня You Got It. Она стала популярной еще до выхода нового альбома благодаря тому, что Рой исполнял ее на концертах. Закончив турне по Европе, в начале декабря 1988 года Рой вылетел в США, чтобы в штате Огайо дать последний в этом году концерт. 4 декабря он прибыл в Нэшвилл, чтобы несколько дней погостить у матери. 6 декабря с утра он отправился по магазинам, сделал несколько покупок, а после полудня внезапно почувствовал резкую боль в груди. Он добрался до дома матери, где спустя несколько часов скончался. В этот самый момент он находился на вершинах хит-парадов, а его музыкальная карьера во второй раз переживала расцвет. Но судьбе было угодно, чтобы талантливый и обаятельный певец, имя которому Рой Орбисон, ушел из жизни в возрасте 52 лет.
Альбом Mystery Girl, вышедший уже после смерти певца, оказался самым продаваемым из всех его альбомов.
Рой навсегда останется в сердцах своих поклонников, в памяти нескольких поколений, а его голос никогда не перестанет звучать в душах людей. -----------------------------7d72511c903ba Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
|